Фильм-спектакль Маленькие комедии большого дома (1974 г.)
«Маленькие комедии большого дома» — спектакль Московского театра Сатиры, поставленный Валентином Плучеком в 1973 году по одноименной пьесе Аркадия Арканова и Григория Горина. В 1974 году спектакль был записан по трансляции для телевидения.
Сюжет:
Несколько сюжетов из жизни большого московского дома; действие происходит в начале 1970-х годов.
Смотровой ордер
Первый сюжет посвящён «квартирному вопросу». Молодые супруги Ивано́вы, произведя на свет тройню, получают 4-комнатную квартиру и готовятся к переезду. Смотреть освобождающуюся квартиру приходит Ива́новы — мать с сорокалетним сыном и его невестой. Мать не устраивает невеста из Тюмени, да и сам брак она считает преждевременным — у сына на носу защита кандидатской диссертации, но женить его приходится ради получения 2-комнатной квартиры. Однако выясняется, что кандидату наук по закону полагается 20 метров дополнительной площади и, стало быть, сын после защиты сможет получить 2-комнатную квартиру безо всякой женитьбы. Свадьба отменяется, невеста может лететь обратно в свою Тюмень. Но неожиданно обнаруживается, что она беременна — и вновь становится желанной: с ребёнком и с кандидатской степенью они смогут претендовать на 3-комнатную квартиру! Вот только невеста уже не хочет выходить замуж…
Грабёж
Второй сюжет посвящён проблеме, которая в эпоху «развитого социализма» именовалась «вещизмом». Недавний провинциал по имени Алик вспоминает, как приехав однажды в Москву в командировку, он познакомился с симпатичной москвичкой, как они друг другу показывали город: он ей — Третьяковскую галерею, Александровский сад, Храм Василия Блаженного, она ему — ЦУМ, ГУМ и т. д. Вскоре они расписались. И вот теперь Алик с трудом передвигается по заставленной мебелью и заваленной всевозможными вещами квартире. Она превращена в музей: вещи нельзя трогать, мебелью нельзя пользоваться и т. д.
В квартиру забирается вор. В отсутствие жены Алик разрешает ему уйти, но сделать это оказывается невозможно: незадачливый вор никак не может выбраться из комнаты. Алик требует, чтобы он сделал то, за чем пришёл: ограбил квартиру, и притом не мелочился, а вывозил дорогую мебель и прочие крупные предметы — в противном случае он вызовет милицию. Вор упирается, и тогда, поведав незваному гостю подробности, Алик заставляет его прочувствовать весь ужас своей семейной жизни. Проникнувшись состраданием, грабитель соглашается помочь ему найти управу на супругу…
Московская серенада
Третий сюжет представляет сразу несколько семей этого дома. Современный "Ромео" под балконом в стихах объясняется в любви своей "Джульетте"; но она замужем и просит поклонника не тревожить сон соседей. Тогда он пытается взобраться к воздюбденной на балкон, но срывается и падает — и будит весь дом. Одни принимают его за грабителя, другие за любовника; но пылкий влюблённый оказывается мужем "Джульетты". Их любовь заставляет другие супружеские пары задуматься о своих взаимоотношениях.
Звуковое письмо
Монолог отца, которому никак не удаётся поговорить по душам со своим выросшим сыном. Чтобы хоть как-то заставить сына выслушать его, отец записывает своё обращение на пластинку, под любимые мелодии сына.
«Пой, ласточка, пой!»
Начальник ЖЭКа Николай Степанович хотел как лучше: из жильцов дома создал хор, пригласил профессионального хорового дирижёра и, пользуясь своей властью, а порой прибегая и к прямому шантажу, принуждает участников хора являться на репетиции. В оправдание своих мер Николай Степанович сообщает о некоем районном смотре художественной самодеятельности. Но энтузиазма у "хористов" всё равно нет, а узнав, что смотр — выдумка, они и вовсе разбегаются возмущённые. Остаётся только пожилая дама-аккомпаниатор, которой он рассказывает, что хотел просто сдружить жильцов. Дабы как-то поддержать Николая Степановича, она предлагает ему продолжить репетировать. Они поют вдвоём, и постепенно, один за другим возвращаются остальные жильцы, включаются в процесс и с вдруг обнаруживают, что от пения можно получать удовольствие — если петь просто для души.
В ролях:
«Смотровой ордер»
Борис Кумаритов — Виктор Ивано́в
Лилия Шарапова — Надя, жена Виктора
Татьяна Пельтцер — Мария Ивановна, мать Виктора
Надежда Каратаева — Серафима Ивановна Ива́нова
Виктор Рухманов — Валентин, сын Серафимы Ивановны
Людмила Селянская — Юля, невеста Валентина
«Грабёж»
Андрей Миронов — Алик
Наталья Защипина — Оля, жена Алика
Спартак Мишулин — грабитель
«Московская серенада»
Екатерина Градова — жена, влюблённая в своего мужа
Александр Диденко — муж, влюблённый в свою жену
Нина Архипова — Женя
Юрий Авшаров — муж Жени
Зоя Зелинская — Лариса, певица
Даниил Каданов — Славик, её муж
Владимир Кулик — Юрик, крепкий мужчина
Валентина Шарыкина — Татьяна, его жена
Нина Феклисова — Дуся
Зиновий Высоковский — Тенгиз, её муж
«Звуковое письмо»
Александр Ширвиндт — отец выросшего сына
«Пой, ласточка, пой»
Анатолий Папанов — Николай Степанович Шубин, начальник ЖЭКа
Михаил Державин — Пётр Евгеньевич Печников, дирижёр хора
Валентина Токарская — Кира Платоновна, аккомпаниатор
Георгий Тусузов — Егор Баронович, химик
Фёдор Димант — Федя
Вадим Завьялов — зять
Галина Степанова — Галина Михайловна
Бронислава Тронова — Бронислава
Наталья Фекленко — Наталья
Наталья Энке — Мария
Владимир Ушаков — Михаил, муж Марии
Вячеслав Гронин — Толя, милиционер-меломан
Юрий Соковнин — Юрик
Создатели спектакля
Режиссёр-постановщик: Валентин Плучек
Режиссёры: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт
Художник-постановщик: Борис Мессерер
Композитор: Давид Тухманов
«Маленькие комедии большого дома» — спектакль Московского театра Сатиры, поставленный Валентином Плучеком в 1973 году по одноименной пьесе Аркадия Арканова и Григория Горина. В 1974 году спектакль был записан по трансляции для телевидения.
Сюжет:
Несколько сюжетов из жизни большого московского дома; действие происходит в начале 1970-х годов.
Смотровой ордер
Первый сюжет посвящён «квартирному вопросу». Молодые супруги Ивано́вы, произведя на свет тройню, получают 4-комнатную квартиру и готовятся к переезду. Смотреть освобождающуюся квартиру приходит Ива́новы — мать с сорокалетним сыном и его невестой. Мать не устраивает невеста из Тюмени, да и сам брак она считает преждевременным — у сына на носу защита кандидатской диссертации, но женить его приходится ради получения 2-комнатной квартиры. Однако выясняется, что кандидату наук по закону полагается 20 метров дополнительной площади и, стало быть, сын после защиты сможет получить 2-комнатную квартиру безо всякой женитьбы. Свадьба отменяется, невеста может лететь обратно в свою Тюмень. Но неожиданно обнаруживается, что она беременна — и вновь становится желанной: с ребёнком и с кандидатской степенью они смогут претендовать на 3-комнатную квартиру! Вот только невеста уже не хочет выходить замуж…
Грабёж
Второй сюжет посвящён проблеме, которая в эпоху «развитого социализма» именовалась «вещизмом». Недавний провинциал по имени Алик вспоминает, как приехав однажды в Москву в командировку, он познакомился с симпатичной москвичкой, как они друг другу показывали город: он ей — Третьяковскую галерею, Александровский сад, Храм Василия Блаженного, она ему — ЦУМ, ГУМ и т. д. Вскоре они расписались. И вот теперь Алик с трудом передвигается по заставленной мебелью и заваленной всевозможными вещами квартире. Она превращена в музей: вещи нельзя трогать, мебелью нельзя пользоваться и т. д.
В квартиру забирается вор. В отсутствие жены Алик разрешает ему уйти, но сделать это оказывается невозможно: незадачливый вор никак не может выбраться из комнаты. Алик требует, чтобы он сделал то, за чем пришёл: ограбил квартиру, и притом не мелочился, а вывозил дорогую мебель и прочие крупные предметы — в противном случае он вызовет милицию. Вор упирается, и тогда, поведав незваному гостю подробности, Алик заставляет его прочувствовать весь ужас своей семейной жизни. Проникнувшись состраданием, грабитель соглашается помочь ему найти управу на супругу…
Московская серенада
Третий сюжет представляет сразу несколько семей этого дома. Современный "Ромео" под балконом в стихах объясняется в любви своей "Джульетте"; но она замужем и просит поклонника не тревожить сон соседей. Тогда он пытается взобраться к воздюбденной на балкон, но срывается и падает — и будит весь дом. Одни принимают его за грабителя, другие за любовника; но пылкий влюблённый оказывается мужем "Джульетты". Их любовь заставляет другие супружеские пары задуматься о своих взаимоотношениях.
Звуковое письмо
Монолог отца, которому никак не удаётся поговорить по душам со своим выросшим сыном. Чтобы хоть как-то заставить сына выслушать его, отец записывает своё обращение на пластинку, под любимые мелодии сына.
«Пой, ласточка, пой!»
Начальник ЖЭКа Николай Степанович хотел как лучше: из жильцов дома создал хор, пригласил профессионального хорового дирижёра и, пользуясь своей властью, а порой прибегая и к прямому шантажу, принуждает участников хора являться на репетиции. В оправдание своих мер Николай Степанович сообщает о некоем районном смотре художественной самодеятельности. Но энтузиазма у "хористов" всё равно нет, а узнав, что смотр — выдумка, они и вовсе разбегаются возмущённые. Остаётся только пожилая дама-аккомпаниатор, которой он рассказывает, что хотел просто сдружить жильцов. Дабы как-то поддержать Николая Степановича, она предлагает ему продолжить репетировать. Они поют вдвоём, и постепенно, один за другим возвращаются остальные жильцы, включаются в процесс и с вдруг обнаруживают, что от пения можно получать удовольствие — если петь просто для души.
В ролях:
«Смотровой ордер»
Борис Кумаритов — Виктор Ивано́в
Лилия Шарапова — Надя, жена Виктора
Татьяна Пельтцер — Мария Ивановна, мать Виктора
Надежда Каратаева — Серафима Ивановна Ива́нова
Виктор Рухманов — Валентин, сын Серафимы Ивановны
Людмила Селянская — Юля, невеста Валентина
«Грабёж»
Андрей Миронов — Алик
Наталья Защипина — Оля, жена Алика
Спартак Мишулин — грабитель
«Московская серенада»
Екатерина Градова — жена, влюблённая в своего мужа
Александр Диденко — муж, влюблённый в свою жену
Нина Архипова — Женя
Юрий Авшаров — муж Жени
Зоя Зелинская — Лариса, певица
Даниил Каданов — Славик, её муж
Владимир Кулик — Юрик, крепкий мужчина
Валентина Шарыкина — Татьяна, его жена
Нина Феклисова — Дуся
Зиновий Высоковский — Тенгиз, её муж
«Звуковое письмо»
Александр Ширвиндт — отец выросшего сына
«Пой, ласточка, пой»
Анатолий Папанов — Николай Степанович Шубин, начальник ЖЭКа
Михаил Державин — Пётр Евгеньевич Печников, дирижёр хора
Валентина Токарская — Кира Платоновна, аккомпаниатор
Георгий Тусузов — Егор Баронович, химик
Фёдор Димант — Федя
Вадим Завьялов — зять
Галина Степанова — Галина Михайловна
Бронислава Тронова — Бронислава
Наталья Фекленко — Наталья
Наталья Энке — Мария
Владимир Ушаков — Михаил, муж Марии
Вячеслав Гронин — Толя, милиционер-меломан
Юрий Соковнин — Юрик
Создатели спектакля
Режиссёр-постановщик: Валентин Плучек
Режиссёры: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт
Художник-постановщик: Борис Мессерер
Композитор: Давид Тухманов
https://www.youtube.com/watch?v=NlrWcO52HmA