Исторические корабли на марках Новой Зеландии - 2022


Давайте задержимся у берегов Новой Зеландии. Эти острова, открытые для европейцев еще в 1642 году голландцем Абелем Тасманом, буквально дышат морем. Вся жизнь здесь — от первых полинезийских поселенцев до современных яхтсменов — неразрывно связана с океаном. Исследователи, торговцы, китобои и эмигранты прибывали сюда под парусами, преодолевая огромные расстояния. Иллюстрацией этой морской жизни Новой Зеландии XIX века и стал прошлогодний выпуск марок.
Серия вышла 2 февраля 2022 года и включает четыре марки разных номиналов ($1.50, $2.80, $3.60 и $4.10). В основе дизайна — картины современного художника Шона Гарвуда (Sean Garwood), известного своим вниманием к историческим деталям. Это не просто фантазии на тему, а почти документальные реконструкции реальных событий колонизации Новой Зеландии.
А теперь давайте рассмотрим каждую марку поближе и узнаем истории, скрытые за этими живописными сюжетами.
Торговля между маори и европейцами на Тата-Бич

На марке номиналом $1.50 перед нами открывается вид на пляж Тата-Бич в Золотой бухте (Golden Bay) на Южном острове. Это знаковое место: именно здесь в 1642 году корабли Абеля Тасмана впервые встретились с маори. Тот первый контакт закончился трагически — гибелью четырех матросов и поспешным отступлением голландцев из «Бухты Убийц», как ее тогда назвали.
Но к XIX веку ситуация изменилась. Бухта стала местом оживленной торговли. На марке мы видим классическую сцену меновой торговли: на переднем плане вялится рыба, а в воде снуют маорийские каноэ — вака. Местные жители везут провизию для европейских судов, надеясь выменять ее на ценные товары. Особенно ценились мушкеты, что, к сожалению, привело к кровопролитным «мушкетным войнам» между племенами.
Обратите внимание на вытащенное на берег каноэ. Маорийские вака — это шедевры судостроения полинезийцев. Однокорпусные суда с наращенными бортами могли достигать внушительных размеров. Историк Те Ранги Хироа упоминает каноэ длиной более 30 метров (100 футов)! Легендарный «Таинуи», на котором предки маори приплыли на эти острова, имел длину около 20 метров.
Вот, кстати, как изображали вака на другой новозеландской марке 2012 года:

Маорийские племена, жившие на побережье, находились в постоянном контакте с европейскими и американскими моряками и торговцами. Маори помогали рубить и грузить на корабли лес, их привлекали в качестве матросов на китобойные суда. Маори называли (и называют) европейцев «пакеха», именно так и написано на марке — маори и пакеха («Māori and Pākehā»). Происхождение слова «пакеха» неизвестно, первоначально в языке маори употреблялось как оскорбительное и, по одной из версий, происходит от названия человекообразных злых морских духов pākehakeha или pakepakehā. В настоящее время слово, хотя старшее поколение всё ещё воспринимает его негативно, всё чаще приобретает нейтральный оттенок, даже на марку попало.
А вот и оригинальная работа Шона Гарвуда:

Охота на гигантов
Марка номиналом $2.80 переносит нас в суровые будни китобоев. Историю промысла морских животных у берегов Новой Зеландии ведут с 1791 г., когда фирма «Эндерби и сыновья» решила начать в местных водах отлов котиков. В октябре 1792 г. корабль «Британия» доставил 41 человек для организации базы. Результаты коммерческой деятельности первых британских промысловиков в Новой Зеландии были настолько малы, что фирма быстро свернула деятельность. Но по мере освоения островов, возникали поселения, ширилась торговля и одновременно увеличилось число заходов в новозеландские гавани китобойных судов и охотников за морскими котиками. В экипажи этих судов зачастую включались маори.
На марке запечатлен напряженный момент охоты: шлюпка на переднем плане, гарпунер готов к броску.

А в тумане на заднем плане вырисовывается силуэт настоящей легенды — американского барка «Charles W. Morgan» («Чарльз В. Морган»). Построенный в 1841 году, этот корабль прожил удивительно долгую жизнь: за 80 лет службы он совершил 37 рейсов, добыв тысячи баррелей китового жира.
Сегодня «Чарльз В. Морган» — это старейшее сохранившееся торговое судно США (второе после USS «Constitution» самое старое судно в мире) и единственный уцелевший деревянный китобой из флотилии в 2700 вымпелов. Сейчас он стоит на вечной стоянке в музее Мистик (штат Коннектикут), но на этой марке он снова в родной стихии, в водах Южного полушария, где он часто охотился на кашалотов.
Конечно, такое знаменитое и заслуженное судно не раз появлялось на почтовых марках. Вот, например, марка США 1971 года из серии «Сохранение исторического наследия»:

И картина-источник изображения на марке:

Мясо, лед и эмигранты
На марке $3.60 изображен изящный парусник «Mataura». За внешней красотой клипера скрывается технологическая революция того времени. В 1870-х годах международная торговля изменилась навсегда: вместо пряностей и чая корабли начали возить… замороженное мясо.

«Матаура» (бывший Dunfillan) стала одним из пионеров этой торговли. Это было судно с железным корпусом, оснащенное инновационными холодильными установками. Она конкурировала со знаменитым клипером «Dunedin», доставляя новозеландскую баранину к столам лондонцев. Обратные рейсы тоже не были пустыми: трюмы заполнялись эмигрантами, плывущими на край света за новой жизнью.
Судьба «Матауры» сложилась драматично. Позже она была продана в Норвегию, переименована в Alida и погибла в 1900 году во время шторма у берегов Чили, потеряв мачту и затонув. К счастью, команда была спасена.

«Москитный флот» залива Тасман
Самая дорогая марка серии ($4.10) посвящена скромным труженикам моря. Сцена переносит нас в залив Блайнд Бэй (ныне залив Тасман) близ города Нельсон. Здесь мы видим так называемые «хукеры» (hookers) — небольшие прибрежные суда, которые ласково называли «москитным флотом».

Название «хукер» пришло из голландского языка, но в Новой Зеландии так стали называть любые малые парусники, способные заходить в мелководные устья рек и обслуживать фермерские поселения. Они возили все: от угля и леса до почты и пассажиров.
В центре сюжета — двухмачтовый кеч «Felicity», построенный в 1885 году. Это суденышко водоизмещением всего около 25 тонн идеально подходило для местной каботажной торговли. Но море не прощает ошибок даже «своим». В сентябре 1910 года, пытаясь укрыться от шторма в гавани Веллингтона, «Фелисити» налетела на скалы у мыса Пенкарроу.
История спасения экипажа достойна отдельного рассказа: капитан и двое матросов всю ночь просидели на крошечном выступе скалы посреди бушующего моря, пока утром их не заметил смотритель маяка. Людей спасли, но «Фелисити» пошла ко дну.

Послесловие
Этот выпуск — отличный пример того, как филателия сохраняет историю. Четыре марки рассказывают о четырех разных гранях морской жизни Новой Зеландии: древние традиции маори, глобальная индустрия китобойного промысла, технологический прорыв в торговле и скромный героизм каботажного плавания.
Для полноты коллекции взгляните на конверт первого дня (FDC). Дизайнеры постарались на славу: атмосферный коллаж и специальный штемпель делают его настоящим украшением альбома.

Источники и дополнительная информация :
- Филателистический раздел на сайте почты Новой Зеландии
- Сайт художника Шона Гарвуда