Юбилей Русского Космоса / 18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форум филателистов (Тематическая филателия и Мир) ФИЛФОРУМ |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум филателистов (Тематическая филателия и Мир) ФИЛФОРУМ » Космическое пространство и Астрономия на почтовых » 18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос
Юбилей Русского Космоса / 18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корабль был оснащен надувной шлюзовой камерой «Волга». Перед стартом камера складывалась и имела размеры 70 см в диаметре и 77 — в длину. В космосе камера надувалась и имела следующие размеры: 2,5 метра в длину, внутренний диаметр — 1 метр, внешний — 1,2 метра. Масса камеры — 250 кг. Перед сходом с орбиты камера отстреливалась от корабля.
Для выхода в космос был разработан скафандр «Беркут». Он обеспечивал пребывание в открытом космосе в течение 30 минут. Первый же выход занял 23 минуту 41 секунду (вне корабля 12 минут 9 секунд).
Интересно, что тренировки перед этим полетом проводились на борту самолета Ту-104АК, в котором был установлен макет корабля «Восход-2″ в натуральную величину с реальной шлюзовой камерой (именно она и полетела в космос позже). При полете самолета по параболической траектории, когда на несколько минут в салоне наступала невесомость, космонавты отрабатывали выход в скафандре через шлюзовую камеру.
«Восход-2″ стартовал 18 марта 1965 г. в 10:00 по Москве. Шлюзовая камера была надута уже на первом витке. Оба космонавта были в скафандрах. По программе Беляев должен был помочь Леонову вернуться в корабль в случае возникновения нештатной ситуации.
Выход в космос начался на втором витке. Леонов перебрался в шлюзовую камеру и Беляев закрыл за ним люк. Затем воздух из камеры был стравлен и в 11:32:54 Беляев со своего пульта в корабле открыл наружный люк шлюзовой камеры. В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.
Леонов мягко оттолкнулся и почувствовал, что корабль дрогнул от его толчка. Первое, что он увидел, было черное небо. Тут же послышался голос Беляева:
— «Алмаз-2» начал выход. Кинокамера включена? — этот вопрос командир адресовал своему товарищу.
— Понял. Я «Алмаз-2». Снимаю крышку. Выбрасываю. Кавказ! Кавказ! Кавказ вижу под собой! Начал отход (от корабля).
Прежде чем выбросить крышку, Леонов на секунду задумался, куда ее направить — на орбиту спутника или вниз, к Земле. Бросил к Земле. Пульс космонавта составлял 164 удара в минуту, момент выхода был очень напряженным.
Беляев передал на Землю:
—Внимание! Человек вышел в космическое пространство!
Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Леонова транслировалась по всем телеканалам.
12 минут… Общий вес «выходного костюма» был приблизился 100 кг… Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался на фале, длиной 5,35 м.. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до –100°С…
Полет “Востока-2″ вошел в историю дважды. В первой, официальной и открытой, говорилось, что все прошло блестяще. Во второй, которая раскрывалась постепенно и в деталях так и не была опубликована, насчитывается по крайней мере три ЧП.
Леонова наблюдали по телевидению и транслировали изображение в Москву. При выходе из корабля на пять метров он помахивал рукой в открытом космосе. Вне шлюза Леонов находился 12 минут и 9 секунд. Но оказалось, что выйти было легче, чем вернуться обратно. Скафандр в космосе раздулся и никак не втискивался в шлюз. Леонов вынужден был сбросить давление, чтобы “похудеть” и сделать его мягче. Все-таки ему пришлось лезть обратно не ногами, как это было предусмотрено, а головой. Все перипетии происходившего при возвращении в корабль мы узнали только после приземления космонавтов.
Скафандр А.А.Леонова после пребывания в космосе потерял свою гибкость и не позволял космонавту войти в люк. А.А.Леонов делал попытку за попыткой, но безрезультатно. Положение осложнялось тем, что запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на двадцать минут, и каждая неудача повышала степень риска для жизни космонавта. Леонов ограничил расход кислорода, но от волнения и нагрузок его пульс и частота дыхания резко возросли, а значит, и кислорода требовалось больше. С.П.Королев пытался его успокоить, вселить уверенность. На Земле слышали доклады А.А.Леонова: «Я не могу, я снова не смог».
По циклограмме Алексей должен был вплыть в камеру ногами, затем, полностью войдя в шлюз, закрыть за собой люк и загерметизировать его. В реальности ему пришлось стравить воздух из скафандра почти до критического давления. После нескольких попыток космонавт решил «вплыть» в кабину лицом вперед. Это ему удалось, но при этом он ударился стеклом гермошлема о ее стенку. Это было страшно — ведь стекло могло лопнуть. В 08:49 UTCвыходной люк шлюзовой камеры был закрыт а в 08:52 UTC начался наддув шлюзовой камеры.
Сообщение ТАСС от 18 марта 1965 года:
Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.
После возвращения в корабль неприятности продолжились.
Вторым ЧП было непонятное падение давления в баллонах наддува кабины с 75 до 25 атмосфер после возвращения Леонова. Надо было производить посадку не позднее 17 витка, хотя Григорий Воронин – главный конструктор этой части системы жизнедеятельности – успокоил, что кислорода хватит еще на сутки. Вот как описывает события Алексей Архипович:
…начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм — это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10-12°). А давление растет… Малейшая искра — и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация; ведь с одной стороны охлаждение до -140°С, с другой нагрев до +150°С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк — и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах.
Дальше больше. ТДУ (тормозная двигательная установка) не сработала в автоматическом режиме и корабль продолжал полет. Экипажу дали команду сажать корабль в ручном режиме на 18 или 22 витке. Далее снова цитата Леонова:
Мы шли над Москвой, наклонение 65°. Надо было садиться именно на этом витке, и мы сами выбрали район для посадки — в 150 км от Соликамска с курсовым углом 270°, потому что там была тайга. Никаких предприятий, никаких линий электропередач. Могли сесть в Харькове, в Казани, в Москве, но это было опасно. Версия, что мы туда попали из-за нарушения балансировки, — полная ерунда. Мы сами выбрали место посадки, так как это было безопаснее и возможные отклонения в работе двигателя смещали точку посадки тоже в безопасные районы. Только в Китай нельзя было садиться — тогда отношения были очень напряженными. В результате при скорости 28000 км/ч мы сели всего в 80 км от нами же рассчитанной точки. Это хороший результат. А резервных мест посадки тогда не было. И нас там не ждали…
Наконец поступил доклад от поискового вертолета. Он обнаружил красный парашют и двух космонавтов в 30 километрах юго-западнее города Березняки. Густой лес и глубокий снег не давали возможности вертолетам совершить посадку вблизи космонавтов. Населенных пунктов поблизости тоже не было.
Посадка в глухой тайге была последним ЧП в истории “Восхода-2″. Космонавты ночевали в лесу Северного Урала. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”.
С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Группа лыжников с врачом, высадившаяся в полутора километрах, добралась до них по снегу за четыре часа, но вывести из тайги не решилась.
За спасение космонавтов развернулось настоящее соревнование. Служба полигона, подогреваемая Тюлиным и Королевым, выслала в Пермь свою спасательную экспедицию во главе с подполковником Беляевым и мастером нашего завода Лыгиным. Из Перми они на вертолете добрались до площадки в двух километрах от “Восхода-2″ и вскоре обнимались с космонавтами. Маршал Руденко запретил своей спасательной службе эвакуировать космонавтов с земли на зависающий вертолет. Они остались в тайге на вторую холодную ночевку, правда теперь у них была палатка, теплое меховое обмундирование и вдоволь продовольствия. Дело дошло до Брежнева. Его убедили, что подъем космонавтов в зависший у земли вертолет – дело опасное.
Брежнев согласился и одобрил предложение вырубить поблизости деревья для подготовки посадочной площадки.
Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была.
21 марта была подготовлена площадка для посадки вертолета. И в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.
Источники:
Б.Е. Черток “Ракеты и люди”, т. 3 (1999)
Источники:
http://www.spacephys.ru/18-marta-1965-g … tyi-kosmos
http://copypast.ru/2009/03/18/pervyjj_v … osmos.html
http://www.pupils.ru/eto-interesno/1192/
Прославленный кузбасский космонавт отпраздновал юбилей юбилей
30.05.2014 исполнилосъ 80 лет Алексею Архиповичу Леонову – знаменитому лётчику-космонавту.
Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в многодетной семье.
Леонов совершил первый полет 18 марта 1965 года. Был вторым пилотом корабля "Восход-2" вместе с Павлом Беляевым. Алексей Архипович вышел в космос и провёл за пределами корабля 12 минут 9 секунд, удаляясь от него на расстояние до 5,35 метров.
Полёт проходил не очень благополучно. Подвела сначала разница давления – скафандр раздулся, и это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру. Затем вышла из строя система автоматического управления корабля, и посадка проводилась вручную. Экипаж приземлился в нерасчетном районе – в 180 километрах севернее Перми. Его нашли лишь спустя четыре часа в тайге. Однако из-за непроходимого снега космонавтов вывели из леса только спустя двое суток.
В 1967-70 годах Алексей Леонов был руководителем группы космонавтов, которые готовились к полету на Луну.
В ходе второго полета, 15-21 июля 1975 года, он командовал экипажем и участвовал в первой стыковке кораблей разных стран – "Союз-19" (СССР) и "Аполлон" (США). Тогда на орбите состоялась встреча и историческое рукопожатие членов двух экипажей – Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Вэнса Бранда, Томаса Стаффорда и Дональда Слейтона.
Алексей Архипович – разносторонняя личность. Он занимается помощью детям с болезнями сердца, пишет картины, создаёт почтовые марки на космическую тему. Кроме того, знаменитый кузбассовец – заслуженный мастер спорта СССР, имеет 2 разряд по велоспорту и 3 разряд по фехтованию.
В Кемерове имя Алексея Леонова носит аэропорт. В центре города на улице Весенней установлен бюст легендарного земляка.
Rusmir 24.ru
А что же скорбный, но уже ИЦ марка, во главе с бессменным тов. Адибековым?
А ятъ ничего! Хотя нет, там все одно и то же - академики по кличке жопа, певички.
Русского космоса нет на почтовых марках Великой России, потому что засели в ИЦ марка - 5-я и 6-ая колонны и на марочках у них герои 5-й и 6-й колонны!
п/С : Посмотрите как отметили юбилей : 100 лет со дня рождения В.Н. Челомея (1914–1984), учёного»
Скромно так написали - ученого и марочка такая скромная, чтобы молодежъ не узнала, что Русский Мир ведущая космическая держава, а те кто об этом помнил - позабыл!
50 летие - Первый выход человека в открытый космос / советский космонавт Алексей Леонов
Ужасно возмущает, что в плане выпуска почтовых марок России - 2015 год, нет космических марок, нет марок по Астрономии, но главное, нет Великого юбилея Советского, Русского Космоса : 50 летие - Первый выход человека в открытый космос / советский космонавт Алексей Леонов!
Да, Нам будут "пи... на коротких волнах", мол постановление "ВЦСПС и ЦККПСС", короче шо нелъзя живых на марках изображатъ, но!
Но на марке и не нужно изображатъ космонавта Алексея Леонова, его можно изобразитъ на полях фил.сувенира, коие почтовой маркой не являются и под дурацкое постановление "ВЦСПС и ЦККПСС" не подпадают - а кому сие ятъ интересно ??
Некие господа засевшие в глубинах ИТЦ Марка, ловко манипулируют, да так, чтобы Русский Мир и весъ Мир не узнали о Великом свершении Советского, Русского Космоса.
И вот лично я живу надеждой, что таинственных манипуляторов 5-й, может 6-й колонны таки достанут из глубин ИТЦ Марка и дефрагментируют, а!
А на почтовых марках ли, фил.сувенирах ли, белегах ли, снова появится Русский / Советский Космос и даже на 12 апреля будут выпускатъ в Новом ИЦ Марка, будут выпускатъ почтовые миниатюры, представъте себе, каждый год!
В Калуге пройдёт специальное гашение почтовой карточки «50 лет первому выходу человека в открытый космос»
Как сообщает пресс-служба УФПС Калужской области – филиала ФГУП «Почта России», 18 марта в отделении почтовой связи Калуги на площади Старый Торг с 8:00 до 20:00 пройдёт специальное гашение почтовой карточки с оригинальной маркой «50 лет первому выходу человека в открытый космос». Карточка выйдет в почтовое обращение также 18 марта, она посвящена выходу за пределы корабля «Восход – 2» лётчика-космонавта Алексея Леонова во время полёта, прошедшего 18 марта 1965 года. Алексей Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд: за успешный полёт и проявленное мужество Алексею Леонову 23 марта 1965 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
На почтовой карточке изображена ракета-носитель, запускаемая в космическое пространство, и выход советского лётчика-космонавта в открытый космос.
Первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов отмечает 81-й день рождения
Советский космонавт №11, первый человек, вышедший в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза (1965, 1975). Лауреат Государственной премии СССР (1981). Член Высшего совета партии «Единая Россия».
Алексей Архипович Леонов родился в селе Листвянка Кемеровской области 30 мая 1934 года, в многодетной семье. Когда закончилась Великая Отечественная война, семья Алексея переехала в Калининград. После окончания средней школы он в 1953 году поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков, а затем еще два года (1955-1957) учился в высшем училище летчиков-истребителей в городе Чугуеве на Украине. После училища служил в ВВС Советского Союза. В 1960 году, пройдя конкурс, Алексей Леонов был принят в отряд космонавтов и прошел подготовку к полетам на кораблях «Восток» и «Восход». 18-19 марта 1965 года состоялся его первый полет в космос – он был вторым пилотом на космическом корабле «Восток-2». Полет длился 1 сутки и 2 часа.
В ходе этого полета Леонов вышел в открытый космос – первым из космонавтов – и находился там около 12 минут. После возвращения на Землю Леонов был старшим инструктором и заместителем командира отряда космонавтов в 1965-1967 годах, а с 1967 по 1970 год командовал лунной группой космонавтов. Алексей готовился к полетам на Луну и в советских планах он был командиром экипажа. Если бы этот полет состоялся, у Леонова был бы шанс стать первым советским человеком, ступившим на поверхность Луны.
Но лунная программа СССР реализована не была. В 1968 году Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. 22 января 1969 года Алексей Архипович находился в автомобиле, обстрелянном в ходе покушения на Брежнева. К счастью, космонавт не пострадал. В эти же годы он несколько раз проходил подготовку к полетам, но ни один из полетов так и не состоялся. Второй раз он полетел в космос только в 1975 году – командиром космического корабля «Союз-19». За этим полетом, можно сказать, с восхищением следило все человечество - впервые в истории была осуществлена стыковка космических кораблей - советского «Союз-19» и американского «Аполлона». Были опробованы в действии новые средства стыковки в целях обеспечения безопасности полетов человека в космическом пространстве, проведены астрофизические, медико-биологические, технологические и геофизические эксперименты.
Полет продолжался более пяти суток, им была открыта новая эра в освоении космоса. В 1970-1991 годах Алексей Леонов занимал пост заместителя начальника Центра подготовки космонавтов и командира отряда космонавтов. В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского и стал кандидатом технических наук, а затем – действительным членом Международной академии астронавтики. За годы научно-практической работы и во время космических полетов Леоновым был выполнен целый ряд исследований и экспериментов, среди которых: исследование световых и цветовых характеристик зрения после полета в космос, влияние факторов космического полета на остроту зрения пилота комплекса "Буран", разработка гидролаборатории, создание скафандра для работы в гидросфере. Он неоднократно принимал участие в научных конференциях и международных конгрессах, сделал около 30 докладов.
Также он является автором нескольких книг. В 1991 году Алексей Архипович вышел на пенсию, а с марта 1992 года генерал-майор авиации Леонов — в запасе. Он имеет 4 изобретения и более 10 научных трудов. В 1992-1993 годах был директором космических программ фирмы «Четек».
В настоящее время - советник первого заместителя председателя совета директоров «Альфа-банка». Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, Дружбы, Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени - Алексей Леонов имеет множество наград, в том числе иностранных и общественных. Его имя носит кратер на Луне, улицы в Перми, Калининграде и Кемерово, Кременчуге и т.д. Он является почетным гражданином 30 городов мира.
Леонов женат. Его супруга - Светлана Павловна (1940), их дочери - Виктория (1961) и Оксана (1967).
Алексей Архипович получил признание и как художник. Живописью он увлекся еще в юности. В содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым он создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Леонов - автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей. Его работы широко выставляются и публикуются. Сегодня Алексей Архипович Леонов живет и работает в Москве.
© Calend.ru
фото peoples.ru
В Тирасполе презентовали марки, посвящённые первому выходу человека в космос
Презентация почтового выпуска, посвящённого 50-летию выхода человека в открытый космос, прошла на Тираспольском главпочтамте. Выпуск был отпечатан в Минске. Тираж серии - 9800 штук, тираж блока – 700 штук. Первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд совершил советский космонавт Алексей Леонов. 18-19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым он совершил полет в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». По словам директора ГУП «Марка Приднестровья» Всеволода Лаврентьева, через месяц филателистам стоит ждать продолжения этой серии.
Юбилей Русского Космоса / 18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос
Юбилей Русского Космоса / 18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос
Юбилей Русского Космоса / 18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос
KP :
a
В Тирасполе прошла презентация новой серии марок, посвященной космосу
Юбилей Русского Космоса / 18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос
KP
a
Юбилей Русского Космоса / 18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос
Юбилей Русского Космоса / 18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос
Вы здесь » Форум филателистов (Тематическая филателия и Мир) ФИЛФОРУМ » Космическое пространство и Астрономия на почтовых » 18 марта 1965 года — первый выход человека в открытый космос