Почта остается с человеком
На селе появятся почтовые отделения нового формата
России не будут сокращать сеть сельских почтовых отделений. Более того, планируется переформатировать их и расширить функционал. Об этом и других социальных проектах "Почты России" в интервью "Российской газете" рассказал заместитель генерального директора по почтовому бизнесу и социальным услугам Ярослав Мандрон.

"Почта России" вместе с крупными торговыми сетями занимается обеспечением населения бюджетными приставками в рамках перехода на цифровое телевидение. Участие в этом проекте было инициативой самой почты или решение принималось на уровне минкомсвязи?
Ярослав Мандрон: "Почта России", наверное, самое социально ориентированное предприятие в нашей стране. Судите сами - примерно три четверти наших отделений расположены в сельской местности. И было бы странно, если бы мы не уделяли стратегическое внимание различным социальным проектам.
Для удобства клиентов почта сейчас разрабатывает мобильное приложение, в котором будут отображаться юридически значимые отправления
Что касается непосредственно проекта по обеспечению населения доступным абонентским оборудованием, принимающим цифровой сигнал обязательных общедоступных телеканалов, то мы являемся одним из его ключевых авторов. Напомню, что в январе 2019 года Минкомсвязь России, Минпромторг России, "Почта России" и крупнейшие игроки цифрового ретейла подписали меморандум. Согласно документу мы взяли на себя обязательства стремиться к поддержанию в продаже ассортимента оборудования для приема цифрового телесигнала, в том числе в низшем ценовом сегменте - в пределах 1 тысячи рублей.
Логика меморандума абсолютно прозрачна: если в крупных городах покупатель сам может выбрать, где и по какой цене он купит приставку, то в отдаленных и труднодоступных регионах с этим возникают проблемы - здесь попросту нет ни сетевых магазинов, ни операторов кабельного ТВ. Зато везде есть отделения почтовой связи. И в этом смысле мы совершенно осознанно самым естественным способом интегрировались в решение государственной задачи стопроцентного обеспечения населения возможностью смотреть цифровое ТВ.
Также важно отметить, что в ряде регионов мы предоставляем возможность жителям приобрести приставку в долг, например, до получения пенсии или пособия.
Не было ли дефицита дешевых приставок в почтовых отделениях накануне третьего этапа перехода на цифру?
Ярослав Мандрон: Мы успешно справились с первым и вторым этапами перехода на цифровое эфирное телевизионное вещание в феврале и апреле, смогли обеспечить эффективное управление складской логистикой и товарными запасами. Поэтому к третьему этапу мы подошли, что называется, во всеоружии, и дефицит приставок нашим клиентам точно не грозит. Во-первых, мы сформировали значительный запас оборудования на своих складах - на четыре месяца вперед. Во-вторых, даже если в момент обращения в почтовое отделение приставки нет в наличии, то ее можно заказать, после чего приставку доставят в самые короткие сроки. И в-третьих, самое главное: мы отслеживаем ситуацию с приставками буквально в режиме реального времени. И если видим, что в каких-то точках спрос повышается, то немедленно направляем туда дополнительные объемы товара. Но нужно также учитывать, что многие жители страны уже заранее запаслись нужным абонентским оборудованием, чему способствовала в том числе массированная информационная кампания о переходе на цифровое эфирное телевизионное вещание.
Кстати, "Почта России" стала своеобразным трендсеттером на рынке ретейла цифровых приставок: обеспечив все население страны доступом к самым дешевым приставкам (по 990 рублей), "Почта России" исключила возможность спекуляции на этом большом государственном проекте, поскольку другим участникам рынка теперь также приходится держать невысокие цены. И скажу даже больше: мы смогли предложить нашим клиентам то, что не смог предложить больше никто. Например, мы оказываем услуги консультирования на дому по вопросам подключения приставок - для этого почтальоны проходят специальное обучение. Людям это очень удобно, особенно тем социальным категориям граждан, кому больше не к кому обратиться за такого рода помощью.
Почтальоны доставляют приставки в каждый дом и помогают их настроить?
Да, если это нужно клиенту. Причем на совершенно добровольной основе. Не забывайте, что мы говорим в первую очередь о сельской местности, где отношения строятся совершенно по-другому, по-соседски. Почтальон здесь свой человек, почти родня, ему доверяют. Почтальоны не только продают приставки, доставляют их, помогают в настройке. Они даже выясняют, может ли конкретный домовладелец претендовать на получение государственной финансовой помощи для приобретения цифрового оборудования. Вообще 124 тысячи почтальонов по всей стране, из которых более половины работают в небольших городах и сельской местности, - это целая "социальная армия", которой под силу решать любые комплексные задачи всероссийского масштаба.
Топ-менеджеры "Почты России" в разное время озвучивали примерно один и тот же факт: больше половины почтовых отделений, преимущественно сельских, в России планово-убыточные. Не планируете ли вы сокращать количество отделений? Какие шаги предпринимает руководство компании, чтобы находить средства на поддержание сети?
Ярослав Мандрон: "Почта России" не просто коммерческая организация. Как я уже сказал, подавляющее количество наших отделений расположено в сельской местности, и мы выполняем важнейшую социальную функцию. Скажу больше: для тысяч населенных пунктов по всей стране "Почта России" - единственный символ государственности. Мы присутствуем там, откуда ушел другой бизнес - банки, ретейл. Поэтому ни о каких сокращениях количества отделений - пусть даже убыточных - речи быть не может. Более того, в законе об акционировании "Почты России" прописаны конкретные и довольно жесткие условия доступности почтовых услуг во всех без исключения уголках нашей страны. Везде, где живут люди, должна работать почта, не важно - в крупном мегаполисе или небольшом сельском населенном пункте.
https://rg.ru/2019/06/24/na-sele-poiavi … rmata.html