Увлеченные марками
Популярное хобби советского периода – собирательство почтовых марок, вполне возможно, стоит на пороге своей второй молодости. Интерес к нему впервые за несколько десятков лет возрос в период пандемии: тогда число сделок с почтовыми марками за год увеличилось в разы.
А кто-то на волне интереса проинспектировал домашние архивы с филателистическими коллекциями, представляющими в основном ценность для семейного круга, как память о едва ли не повальном советском увлечении, не обошедшем стороной и Мурманск.
Семейный раритет
Одну из семейных коллекций, посвященную столетию образования СССР, мурманчанин Константин Лисовой представил сразу на трех выставочных площадках. И история ее собирательства оказалась не менее интересной, чем сама коллекция.
Мама автора филателистической экспозиции Людмила Михайловна Лисовая, сотрудник мурманской областной научной библиотеки, начала собирать почтовые марки в 1961 году. Самая старая из них датирована 1918 годом. Для экспозиции к 100-летию образования СССР Константин Лисовой раскрыл на выставочных стендах 12 тем, отраженных в советских марках, таких как «История СССР», «Советская экономика», «Советская наука», «Советская техника», «Космос», «Дети – хозяева страны», «Дружба народов», «Советская культура», «Советский спорт».
Напомним, выставка впервые экспонировалась в декабре прошлого года в краеведческом музее, в начале нынешнего года увидела свет в областной научной библиотеке, а в апреле и начале мая – в мурманском городском выставочном зале.
– Я в детстве приобщился к этому семейному хобби, это очень увлекательное занятие, к тому же филателия повышает уровень эрудиции, ведь каждая марка несет весьма интересную информацию, – рассказал Константин Николаевич «Вечерке», – старался больше узнавать о советской науке, технике, об искусстве, об известных людях. Помню, мне, школьнику, очень понравилась марка из маминой коллекции с иллюстрацией романа «Как закалялась сталь» Николая Островского. Мама сказала, что подарит мне эту марку только в том случае, если я прочту роман. И я его, разумеется, сразу прочел!
Тайна за семью печатями
Информация о редких марках в частных мурманских коллекциях – тайна за семью печатями. Ведь филателистический кляссер может стоить целое состояние! И первое правило его сохранности – табу на любую лишнюю информацию. Не говоря уже о выставках: охрана редких экземпляров – дело дорогое и хлопотное.
Впрочем, и выставки популярных, не обладающих высокой ценностью марок в Мурманске сейчас весьма редки. Константину Лисовому, к примеру, даже пришлось проявить изобретательность, чтобы представить экспозицию мурманскому зрителю.
– Филателисты выставляют коллекции на специальных стендах, я помню такие еще с советских времен, когда был школьником, и мы с мамой заходили в филателистический магазин «Глобус» на проспекте Ленина, где в том числе проходили и выставки, – рассказывает он. – Но таких стендов ни в специализированных магазинах, ни в музейных залах, ни на почте я найти уже не смог. Пришлось поломать голову и в конце концов разместить марки на 24 специальных выставочных листах.
Как говорит мурманчанин, его семейная коллекция, насчитывающая больше тысячи марок, давно не пополняется: «В лихие 90-е, когда я повзрослел и вышел из школьного возраста, мне стало совсем не до марок. И сейчас они попросту напоминают нам о семейном хобби советских времен, когда сотни и тысячи мурманских единомышленников по коллекционированию почтовых марок входили во всероссийское филателистическое общество и даже выписывали журнал «Филателия СССР».
Чувство истинного азарта
Сейчас в Мурманском отделении Союза филателистов России – две сотни коллекционеров. Меньше, чем в советскую эпоху, в десять с лишним раз. Однако среди мурманских собирателей до сих пор есть такие, кто готов выложить за искомый раритет едва ли не всю зарплату. Говорят, чувство истинного азарта притупляет даже чувство голода!
– В советское время в Мурманске только официально было зарегистрировано около трех тысяч филателистов. Это не считая горожан, которые увлекались собирательством, скажем так, для себя, – рассказывает председатель Мурманского отделения Союза филателистов России Андрей Афонин. – Помимо основного городского клуба под шапкой Всероссийского общества филателистов в Мурманске существовало еще и шесть-семь тематических, к примеру, клуб «Портовик» на территории порта.
Мурманск тогда занимал третье место по снабжению филателистической продукцией после Ленинграда и Москвы. И считался одним из филателистических центров. Арктическая столица зачастую становилась площадкой для городских и областных филателистических выставок, мурманчане многократно участвовали во всесоюзных и международных выставках филателистов, где завоевывали медали и дипломы.
Охрана флотской спецсвязи
Такое положение дел сохранялось до распада СССР. В 90-х многим увлеченным горожанам стало уже не до коллекций: эпоху «дикого рынка» собирательство раритетов и повышение уровня эрудиции не интересовало.
Последняя филателистическая выставка при содействии государства прошла в Мурманске в 1993 году. На ней были представлены коллекции из Петербургского музея связи имени Попова. Она называлась «Морфилэкс-93» и была посвящена 300-летию создания Российского флота.
Две недели в мурманский Дом политпросвещения, где была развернута экспозиция, не уменьшался поток горожан, желающих взглянуть на уникальные филателистические серии из фонда знаменитого музея и собраний филателистов всей страны. Больше подобных по масштабу выставок не проводилось, в первую очередь, потому, что никто из организаторов попросту не смог бы гарантировать безопасность бесценных коллекций.
В 1993 году буквально круглосуточную охрану экспонатам обеспечивал Северный флот.
Спасительный кляссер
В начале 90-х с массовым открытием границ начался вывоз частных филателистических коллекций за границу: начавшие стремительно нищать северяне пытались заработать на продаже кляссеров, когда-то с азартом и любовью заполненных марками, почтовыми карточками, конвертами.
У большинства мурманчан, правда, коллекции особой уникальностью не отличались и состояли в основном из выпущенных в СССР миллионными тиражами марок, которые приобретались в киосках сети «Союзпечать» и специализированном магазине «Глобус».
Но были и те, кому удавалось обмениваться марками в переписке с товарищами по популярному хобби из стран соцлагеря. А кто-то из отчаянных горожан на свой страх и риск даже пытался наладить филателистический канал обмена раритетами с представителями капстран, общение с которыми могло караться законом.
История умалчивает, смогли ли существенно поправить семейный бюджет в 90-х годах на продаже коллекционных марок горожане. Но доподлинно известно, что с получением доступа отечественных филателистов к международным аукционам часть вывезенных в лихие годы коллекций сумела вернуться в Россию. Однако то живое, советское общение между коллекционерами марок, кажется, безнадежно угасло.
– Развитие Интернета, общения в соцсетях убили когда-то очень популярное в филателистическом Мурманске клубное движение, – добавляет Андрей Афонин. – Когда-то филателисты из разных регионов страны собирались в Москве на одной из арен спорткомплекса «Лужники», нас на каждой такой встрече было по три-четыре тысячи человек! Сегодня на подобном мероприятии вы увидите в лучшем случае пару сотен коллекционеров.
Между тем оптимисты среди собирателей верят в будущее филателии, пока существуют почтовые отправления и весьма немаленький оборот почтовых марок. И, разумеется, пока есть сами коллекционеры.
Сколько могут стоить марки
В петербургском Музее связи имени Попова хранятся две единственные отечественные не гашенные марки 1857 года. Однако существует и немало подобных марок, наклеенных на конверт. Они стоят от 15 до 30 тысяч рублей. А на аукционе в 2021 году конверт с такой маркой был продан почти за один миллион рублей.
Многие китайцы, приезжая в Россию, теперь живо интересуются «старыми» китайскими марками, которые в 50–60-е годы советским филателистам продавали в нагрузку к более популярным тогда сериям. Рассказывают, на таких марках можно заработать неплохое состояние! К примеру, всего несколько лет назад на китайский блок «Театральное искусство» с маркой «Танцовщица» посередине цена доходила до 30 тысяч долларов.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Игоря ЕРЕМЕНКО и из личного архива Константина Лисового.
https://vmnews.ru/stati/2023/05/19/uvlechennye-markami