Форум филателистов (Тематическая филателия и Мир) ФИЛФОРУМ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вопросы Тематического коллекционирования!

Сообщений 91 страница 95 из 95

91

Вопросы Тематического коллекционирования!

https://up.picr.de/48680019vx.jpg

https://up.picr.de/48680020im.jpg

https://up.picr.de/48680021eq.jpg

https://up.picr.de/48680022ly.jpg

https://up.picr.de/48680023ak.jpg

https://up.picr.de/48680024ns.jpg

В наше время богатые коллекционеры избалованы, ведь не секрет - часто хорошая коллекция всего лишь вопрос денег и желания иметь коллекцию. Но коллекционирование - это интересно и полезно только если ищешь что-то сам и постепенно пополняешь коллекцию.

https://up.picr.de/48679983sy.jpg

https://up.picr.de/48679984ge.jpg

https://up.picr.de/48679985bp.jpg

https://up.picr.de/48679987va.jpg

https://up.picr.de/48680285ng.jpg

https://up.picr.de/48680288up.jpg

https://up.picr.de/48681131xj.jpg

https://up.picr.de/48681132ow.jpg

https://up.picr.de/48681193py.jpg

https://up.picr.de/48681194dg.jpg

https://up.picr.de/48681199xj.jpg

https://up.picr.de/48681201qs.jpg

https://up.picr.de/48681202ee.jpg

92

https://up.picr.de/48682479dp.jpg

https://up.picr.de/48682480kb.jpg

https://up.picr.de/48682481xw.jpg

https://up.picr.de/48682482fw.jpg

https://up.picr.de/48682483cx.jpg

https://up.picr.de/48682485pn.jpg

93

Тематическое коллекционирование » Вопросы Тематического коллекционирования!

https://up.picr.de/48766871np.jpg

https://up.picr.de/48766872iz.jpg

https://up.picr.de/48766885uz.jpg

https://up.picr.de/48766889we.jpg

https://up.picr.de/48766891pf.jpg

https://up.picr.de/48766900hr.jpg

https://up.picr.de/48766901rw.jpg

Книга «Тематическое коллекционирование»

https://up.picr.de/48766905xx.png

Тематическое коллекционирование все шире распространяется во всем мире, а в филателии СССР и других социалистических стран оно становится преобладающим. Тематическое коллекционирование имеет не только горячих поклонников, но и противников, потому что у филателистов нет еще о нем единства мнений. Этот вид коллекционирования сравнительно молод и пока не может опираться на большой опыт.

В данной работе автор делится своими мыслями, являющимися результатом посещения многочисленных филателистических выставок в Советском Союзе и за рубежом и многолетнего систематического знакомства с филателистическими изданиями ряда стран. Коллекционерам, в первую очередь, тем, кто еще только вступает на путь тематического коллекционирования, в брошюре даются некоторые практические советы.

Немного истории
Как известно, первая в мире почтовая марка появилась в окошке Лондонского почтамта в первых числах мая 1840 года. Это знаменитая гравированная почтовая миниатюра «Черный пенни» с изображением молодой королевы Виктории. И теперь эта марка относится к числу общепризнанных филателистических шедевров. Появление на свет первой почтовой марки, хотя и было само по себе фактом достаточно примечательным, вряд ли позволяло предполагать, какая счастливая судьба ожидает ее в будущем и как много поклонников она будет иметь. Поклонники не замедлили появиться. Правда, они оформляли свои «коллекции» несколько экстравагантно —одни оклеивали марками абажуры и каминные экраны, другие украшали ими платье, а один молодой джентльмен в Англии решил оклеить марками свою комнату. Прошло еще немного времени, и начали появляться собиратели — предшественники современных филателистов. Они сохраняли все марки, которые им удавалось достать. Появление первых торговцев марками, выход в свет первых марочных каталогов, а также альбомов для марок и, наконец, выпуск новых марок в различных странах способствовало дальнейшему распространению коллекционирования. Все эти события, приходящиеся на вторую половину XIX века, можно рассматривать как первые шаги филателии. Сравнительно небольшое число марок было выпущено за первые десятилетия. Коллекционеры на первых порах собирали все марки мира. Так зародилось генеральное коллекционирование. По мере накопления марок встал вопрос об их систематизации. Естественно, самым простым решением было расположить марки по странам в хронологическом порядке их выпуска. Довольно скоро этот принцип стал общепризнанным и сохранился до наших дней. Первоначально коллекционеры не обращали особого внимания на такие мелочи, как водяной знак, сорт бумаги, зубцовка и т. п. Впрочем, некоторые считали зубцы ненужными в марке, так как они легче всего подвергаются повреждениям. Поэтому коллекционер иногда предварительно обрезал зубцы и лишь затем вклеивал ее в свой альбом с помощью клея.

С появлением в 1869 году почтовых открыток коллекционеры стали охотиться и за ними. При этом чаще всего их интересовал только знак почтовой оплаты, который печатался на этих открытках. Поэтому «ненужная» часть удалялась ножницами, а оставшийся знак почтовой оплаты помешался в альбом на равных правах с обычными марками. Более того, в ряде альбомов предусматривались для таких вырезок специальные места, обведенные рамочками.

Филателисты безжалостно подвергали экзекуции и конверты с наклеенными на них марками. Нередко отдельные части марок оставались на конвертах.

Марки и только марки — вот что интересовало коллекционеров. Невозможно представить, сколько филателистических сокровищ погибло только из-за того, что на них обратили внимание первые коллекционеры. Как мы завидуем теперь тем людям, в чьих собраниях представлены старые письма — красноречивые свидетели прошедших времен.

Письма домарочного периода вызвали к себе настоящий интерес лишь через много лет. Теперь, когда время сделало свое дело, уничтожив большинство писем, достать хотя бы несколько таких почтовых документов стало чрезвычайно трудно. Интерес к ним значительно возрос, и они по праву считаются украшением любой хронологической коллекции.

Нельзя, конечно, оказать, что открытки и конверты, («цельные вещи») и другие (почтовые отправления, сохраняемые в оригинальном виде вместе с наклеенными на них марками («целые письма»), не интересовали коллекционеров и раньше. Были коллекционеры, которые создали весьма внушительные коллекции и даже проводили обширную исследовательскую работу, однако, они встречались редко.

Проходили годы. Марок, выпущенных в обращение, становилось всё больше, их выпускали новые и новые страны. Вскоре собирать все марки мира стало для большинства коллекционеров непосильной задачей. Такое положение привело к возникновению в коллекционировании ответвлений. Одни коллекционеры начали собирать марки лишь отдельных континентов, групп стран или отдельных стран, другие — занялись углубленным исследованием марок определенных периодов или выпусков. Вот тут-то и были по достоинству оценены такие отличительные признаки марки как бумага, водяной знак, способ печати, цвет, зубцовка. Не были обойдены вниманием даже микроскопические различия в марках, которые и заметить-то нелегко. Особенно интенсивно эта исследовательская работа, принимавшая иногда прямо-таки гротескные формы, развернулась в конце XIX — начале XX веков.

Интересно отметить, как оценивалось состояние филателии в период её становления и распространения к концу XIX века. В старой немецкой энциклопедии Майера, изданной в 1895 году, под словом «марковедение» понималось «…изучение возникновения и распространении почтовых марок. Собиранием почтовых марок стали регулярно заниматься примерно 30 лет назад. Марка стала объектом усиленного изучения, а её история исследуется до мельчайших подробностей. Определение типов, цветов, дат выпуска, степени редкости – все это доведено сегодня любителями до совершенства. Десятки журналов, сотни обществ, отдельные издания, ‘Каталоги и справочники заботятся о распространении знаний в этой области. Во всех крупных городах имеются филателистические магазины…».

Как видим, XIX век не прошел для филателии бесследно. Была создана довольно прочная основа для деятельности последующих поколений коллекционеров. Но, не смотря на достижения, филателия того времени не имела массового распространения, оставаясь привилегией избранных.

Развитие почтовой связи (корабельной, аэростатной, авиационной, ракетной, полевой) и новых средств транспорта привело к специальным видам коллекционирования. Появились коллекции штемпелей, всевозможных почтовых наклеек (для авиаписем, заказных отправлений). Все эти виды коллекционирования продолжают существовать и развиваться в настоящее время, подчас настолько переплетаясь друг с другом, что становится затруднительным отнести коллекцию к тому или иному виду. Но особенностью всех указанных коллекций является их регистрационный характер, предусматривающий расположение материала по странам в порядке хронологии (для отдельных коллекций могут быть характерны различные нюансы, как скажем, расположение материала в коллекциях авиа- и цеппелинной почты по перелетам).

Предвестником тематической филателии явилась художественная серия марок, выпущенная в 1893 г. в США в честь 400-летия открытия Америки. Это была первая в мире серия марок с сюжетными рисунками. До этого не приходилось и говорить о тематике; весь диапазон марочных сюжетов ограничивался, как правило, изображениями царствующих персон, глав государств, государственных гербов, а то и просто цифр, указывающих поминал марки.

У почтового ведомства США вскоре нашлись подражатели. «Августейшие персоны» все чаще вынуждены были уступать марочное поле рисункам ландшафтов и исторических событий, представителей животного и растительного мира, средств транспорта.

Хотя и не быстрыми темпами, эта тенденция продолжала развиваться и нарастать до самого конца первой мировой войны. Но в период между двумя мировыми воинами произошло резкое увеличение выпуска различных памятных, юбилейных марок и серий — так называемых коммеморативных (памятных) выпусков. Чтобы привлечь внимание публики к выпускаемым разными странами благотворительным сериям (продаваемым с наценкой в пользу Красного Креста, детского фонда и т. п.) и увеличить тем самым их сбыт, в рисунках марок стали использовать самые различные мотивы, представляющие интерес для филателистов. Марка начала терять свою исключительно почтовую роль, всё больше приобретая пропагандистский характер, становясь «визитной карточкой страны», как её назвал вождь болгарского народа Георгий Димитров. После второй мировой войны выпуск коммеморативных марок приобрел невиданный размах. Почтовые ведомства большинства стран сделали выводы из обозначившейся склонности большого числа коллекционеров собирать не все выпуски подряд, а лишь выпуски с определенным сюжетом. На филателистический рынок начали усиленно выбрасывать новые серии с популярными сюжетами. Такая политика выпуска марок, в свою очередь, способствовала быстрому росту числа коллекционеров-тематиков. Да и трудно было не поддаться соблазну собирать яркие и интересные по содержанию марки с изображениями различных видов спорта, животных, растений…

К тому же почтовые ведомства внимательно следили и следят за изменениями интересов коллекционеров. С началом освоения космического пространства на коллекционеров обрушился целый поток «космических» марок. На смену космической теме в последнее время в филателистический мир пришла новая «эпидемия». Многие лихорадочно спешат создать свои собственные «картинные галереи» — коллекции марок с репродукциями произведений живописи. Почта многих стран активно этому способствует, воспроизводит на марках все новые шедевры живописи. И часто в первых рядах оказываются те страны, которым, собственно, и репродуцировать-то нечего, но они, не особенно задумываясь, используют для этой цели произведения, созданные в других странах и хранящиеся в чужих галереях. В этих условиях коллекционеру иногда бывает трудно не поддаваться общему увлечению и не переметнуться от одной темы к другой. Но нужно сразу предостеречь таких «перебежчиков», что только сохранив верность ранее выбранной теме, можно рассчитывать на большой конечный успех.

Тематическое коллекционирование начало распространяться в Советском Союзе с некоторым опозданием. Ещё в начале двадцатых годов среда советских коллекционеров раздавались громкие голоса, призывающие отказаться от старых методов коллекционирования, сводившихся в основном к «копанию» в зубчиках, водяных знаках, и заняться новым, прогрессивным коллекционированием по темам. Но эта идея или из-за скудности тематического материала, или из-за отсутствия теоретических основ не нашла в то время практического воплощения. Зато в послевоенный период, и особенно после 1957 года, когда в Москве состоялась Международная филателистическая выставка, посвященная VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, тематическое коллекционирование начало распространяться в нашей стране с необычайной быстротой. Можно смело сказать, что оно превратилось к настоящему времени в ведущую отрасль филателии в СССР и других социалистических странах.

Что такое тематическое коллекционирование
На первый взгляд ответить на этот вопрос совсем нетрудно. Большинство скажет, что это собирание марок по определенной тематике. Однако чаше всего имеется в виду собирание марок с близкими сюжетами. И это толкование имеет свои причины. Ведь тематическое коллекционирование и началось с собирания марок в зависимости от того, что на них изображено. Например, подбирались марки только с изображениями растений или портретами выдающихся деятелей. Марки в таких подборках, как правило, располагались по странам и в порядке хронологии, т. е. в основу систематизации были положены те же принципы, что и в традиционных разделах филателии. И это было одной из основных ошибок, потому что нельзя рассчитывать на большой успех, если строить новый раздел филателии на старых принципах. Ведь такие коллекции неизбежно проигрывали бы при сравнении с «классическими» коллекциями.

В дальнейшем, когда в ряде стран начался выпуск марок, посвященных определенным темам («Красный Крест», «Борьба с малярией», «Борьба с голодом» и т. п.), возникло коллекционирование марок в зависимости от цели их выпуска. В этих коллекциях марки также располагались по странам и сериям в порядке хронологии. Таким образом, и эти два вида коллекции могут быть отнесены к разряду регистрационных.

Если в основу подборки кладется не сюжетный признак и не цель выпуска, а какая-либо тема, то такие коллекции будут называться тематическими. При этом в коллекцию включаются не только марки с одинаковыми по сюжету рисунками, но и марки, на первый взгляд, с данной подборкой не связанные. Так в коллекцию, посвященную фауне, могут включаться не только марки с изображением животных, но и марки с ландшафтами, характерными для обитания тех или иных представителей животного мира, марки с портретами выдающихся ученых-зоологов, марки, посвященные охоте. При этом собранный материал должен располагаться не по странам и сериям, а исключительно в зависимости от порядка изложения темы как иллюстрация к ней. Не имеет значения, что при этом рядом окажутся выпуски разных стран, а отдельные марки из одной серии разойдутся по всей коллекции. Поэтому такой принцип называют конструктивным.

Итак, какие же виды коллекций различаются в настоящее время в рамках тематической филателии? Для ответа на этот вопрос заглянем в «Международный регламент для тематических, целевых и мотивных коллекций», утвержденный на конгрессе Международной филателистической федерации (ФИП) в сентябре 1966 года в Мюнхене (см. приложение). Мы сразу заметим, что в регламенте речь идет именно о трех видах коллекций. «Тематическая» коллекция определена как «филателистическая работа, которая построена по определенному плану. В ней с помощью марок и других филателистических документов обрабатывается определенная тема, подтверждается тезис или иллюстрируется какая-либо основная мысль». «Коллекции, объединенные поводом выпуска» (целевые), представляют собой филателистическую работу, в основу которой положен общий повод или цель выпуска марок и филателистических документов. И, наконец, «коллекции, объединенные единым сюжетом рисунков (мотивные), представляют собой филателистическую работу в виде простой подборки марок и филателистических документов, объединенных общностью изображения». Характерным для целевых и мотивных коллекций является то, что они не стремятся последовательно изложить и раскрыть тему или основную мысль, а представляют собой простую подборку материалов по формальному признаку.

Очень важно отчетливо уяснить разницу между регистративным и конструктивным способами расположения материала, а также между мотивными и тематическими коллекциями. Мотивные и целевые коллекции могут рассматриваться лишь как первоначальная ступень тематической филателии.

Тематические коллекции оказывают гораздо большее воздействие на зрителей, несут в себе пропагандистское звучание и общественную значимость.

И в мотивных и в тематических коллекциях основные элементы, из которых складывается каждая коллекция, выполняют совершенно различные функции. К этим основным элементам можно отнести:

а) марки и филателистические материалы;

б) пояснительные надписи;

в) оформление листов.

В мотивных коллекциях марки и другие филателистические материалы составляют сущность коллекции, и их роль сводится исключительно к ее пополнению. Пояснительные надписи совершенно не обязательны (или минимальны), что подтверждается и регламентом ФИП. Оформление листов ничем не отличается от оформления традиционных коллекции. Тема отсутствует.

В тематических коллекциях к таким основным элементам непременно относится сама тема, которая заранее разрабатывается. Марки и другие филателистические материалы уже не являются самоцелью, а выступаю как средство иллюстрации, раскрытия и обоснования этой темы. Надписи вместо чисто служебной функции начинают нести смысловую нагрузку, помогая раскрытию и углублению темы, а оформление, являясь связующим звеном этих элементов, приобретает настолько большое значение, что может рассматриваться как композиционное завершение всей работы.

На выставках, где оценка экспонатов производится на основании регламента ФИП (а в СССР все значительные выставки проводятся с учетом требований этого регламента), немаловажное значение приобретает соответствие коллекции той или иной подгруппе. Если коллекция, являющаяся фактически мотивной, будет заявлена на выставку как тематическая, то и оценивать ее придется по соответствующему выставочному классу.

Естественно, что рассчитывать на успех в этом случае довольно трудно. Нецелесообразно и относить тематическую коллекцию к разряду целевых или мотивных, так как последние автоматически обречены на более низкую оценку.

Дело в том, что все коллекции в соответствии с таблицей ФИП оцениваются по 100-балльной системе, причем до 15 баллов дается или снимается за такой показатель, как оригинальность и полнота раскрытия темы. Ни целевые, ни мотивные коллекции темы не раскрывают, поэтому с них заранее снимается 15 баллов. Ни на международной, ни на национальной выставках они не могут получить золотой медали (на международной для этого требуется 95 баллов, а на национальной 90). Немногие коллекции могут рассчитывать на полный балл по всем остальным показателям, поэтому легко понять, что серебряная медаль остается для таких коллекций пределом мечтаний. В настоящее время ведется интенсивная разработка нового варианта «международного регламента», который будет предложен на рассмотрение одному из последующих конгрессов ФИП. В этом проекте предусматривается, что на международные и национальные выставки, проводимые национальными филателистическими организациями, являющимися членами ФИП, будут допускаться лишь тематические и целевые коллекции, а чисто мотивные приниматься не будут.

Выбор темы
Совсем недавно вопрос о выборе темы решался просто. Коллекционер, решивший заняться тематической филателией, без особых раздумий выбирал одну из таких тем, как «флора», «фауна», «спорт», «космос», начинал подбирать соответствующий материал, не задаваясь при этом вопросом, что и какими средствами он собирается раскрыть и показать. Единственным стремлением чаще всего было накопить как можно больше материала и добиться комплектности, мерилом которой служили каталоги, преимущественно иностранные, имевшиеся в обиходе коллекционеров.

В настоящее время решить этот вопрос так просто не удается. Оказывается, перечисленные темы это вовсе и не темы, а лишь отдельные «мотивы», в рамках которых можно собирать марки по странам и сериям, располагая их в хронологическом порядке. Отдельные из этих мотивов сформировались к настоящему времени как разделы или области тематического коллекционирования (например, «спорт», «космос»), внутри которых может быть выделено множество самых разнообразных тем.

Тема, с точки зрения филателии, по-видимому, это некая идея или совокупность идей, которую можно выразить с помощью филателистического материала, соответствующим образом размещенного в коллекции. Такое определение позволяет более или менее четко провести черту между коллекцией мотивной и коллекцией тематической.

В самом деле, с темами «спорт» или «космос» связано так много идей, что охватить их все в одной коллекции практически не представляется возможным. Если же из этих разделов выделим отдельные темы, содержащие ясно выраженную идею, то увидим, что задача по подбору материала и построению коллекции конкретизируется и одновременно усложняется, так как для раскрытия этой темы уже не удастся обойтись материалом, связанным одним лишь сюжетом. Нам придется определять принадлежность материалов к данной теме, на первый взгляд, с ней не связанных. Естественно, сделать это можно лишь на основе углубленного изучения соответствующих литературных источников и других материалов. Такими наиболее конкретными и узкими темами из раздела «космос» могут быть, например, «Советский Союз — родина космонавтики», «Советский Союз — пионер освоения космоса» или «История освоения космоса». Само собой разумеется, темы могут быть еще более узкими, когда успехи в области завоевания космоса будут множиться, а количество материала, подходящего для коллекций на эту тему, возрастать. Вполне правомочными будут такие темы, как история изучения и научного освоения отдельных небесных тел. Коллекции на темы, связанные с исследованием Луны, можно создавать уже теперь на имеющемся материале. То же самое может быть сказано и в отношении тем, связанных со спортом, искусством… Такие темы, как «Спорт — средство укрепления дружбы между народами» или «Советские спортсмены — сильнейшие в мире», дают широкое поле деятельности, выводя коллекционера с узкой тропинки «мотивного» собирательства. Кстати, в области спорта могут быть и такие интересные темы, как история отдельных видов спорта или история каких-либо спортивных соревнований, проведение которых стало традицией (например. Олимпийские игры, велогонки мира и т. д.). Коллекции этого вида по своему характеру напоминают «целевые», однако они гораздо ближе к тематическим, так как в их рамках могут быть показаны изменения в составе стран-участниц, достижения отдельных национальных команд.

Вообще выбор темы — дело довольно сложное, зависящее в значительной мере от индивидуальных склонностей и уровня общей и филателистической подготовки. Так, при разработке «космических» тем сегодня нельзя обойтись простой подборкой материалов с изображением космонавтов, спутников и ракет, придется привлечь материалы, относящиеся к другим наукам, которые способствуют космическим исследованиям. Ведь ни для кого не секрет, что многие «космические» коллекции, которые всего несколько лет назад воспринимались с таким восторгом, сегодня уже не вызывают особого интереса. Дело в том, что новизна тематики утрачена, а авторы этих коллекций продолжают идти проторенным путем, не углубляя и не расширяя свою тему, а просто наращивая материал и подавая его односторонне.

Углубленное тематическое коллекционирование требует гораздо больше знаний и труда, чем коллекционирование мотивное. Однако и результат неизмеримо выше. Мотивное коллекционирование имеет определенный смысл и общественное звучание в том случае, если является этапом на пути создания тематической коллекции, когда накапливается необходимый для нее материал. В других случаях коллекция может лишь служить душевной утехой для ее владельца, не рассчитывая на маломальский успех даже на средних выставках.

Остановимся на таком важнейшем разделе тематического коллекционирования, имеющем ярко выраженное общественное значение и пропагандистское воздействие как общественно-политическая тематика. Здесь наиболее полно раскрываются возможности тематического коллекционирования как средства пропаганды идей марксизма-ленинизма, коммунистического мировоззрения, показа классовой борьбы и истории революционных битв. Выставки, проводившиеся в последние годы как в СССР, так и за рубежом, ясно показали, что темы, относящиеся к этой жизненно важной области, привлекают внимание все большее число коллекционеров, которые в результате кропотливой и серьезной работы создают весьма ценные и поучительные коллекции. На прошедшей в канун полувекового юбилея Советского государства Всесоюзной филателистической выставке «50 лет Октября» был представлен ряд интересных работ, посвященных жизни и деятельности В. И. Ленина, а также коллекции, отражающие революционную историю и достижения нашей Родины. К ним можно отнести такие коллекции, как «Жизнь и деятельность В. И. Ленина», «Летопись полувека» (попытка филателистическими средствами показать весь полувековой период развития нашей страны после Октябрьской революции), «Их подвиг в веках не забудут народы» и многие другие. Большой популярностью пользовались темы, связанные с историей боевого пути Советских Вооруженных Сил и отражающие победу советского народа п Великой Отечественной войне. Многие коллекционеры избрали темы, которые выходят за рамки традиционных. Таковы, например, коллекции «Советское здравоохранение», «…плюс электрификация всей страны», которые пользовались неизменным вниманием посетителей выставки и по праву были отмечены высокими наградами.

Некоторые коллекционеры считают, что общественно-политическая тематика— единственная область, достойная быть представленной в тематической филателии. А увлечение «цветочками и мотылечками» может, мол, привести только к тому, что противники тематического коллекционирования получат дополнительный козырь в свои руки. Бесспорно, коллекции на общественно-политические темы имеют наибольшую значимость. Но при выборе нельзя ограничивать себя только такими темами. В тематической филателии может быть найдено (и оно уже найдено во многих коллекциях) место для самых разнообразных тем. Всё дело в том, как они подаются и раскрываются. При работе над любой коллекцией не следует упускать из виду, что аполитичность в филателии, провозглашаемая некоторыми западными коллекционерами, на деле оборачивается свидетельством определенных политических взглядов, стремлением скрыть и затушевать неприглядные стороны капиталистической действительности. Любая законченная коллекция является отображением определенных политических взглядов, независимо от того, хотел этого автор или нет. Разумеется, при наличии такого стремления политические моменты могут быть акцентированы значительно сильнее и выступать более отчетливо. Советские коллекционеры, так же как и многие коллекционеры из социалистических стран, должным образом оценили эти возможности и часто используют их с большим успехом. Да и в самом деле, разве можно сегодня говорить об освоении космоса, не подчеркивая приоритет и неоспоримые достижения Советского Союза, разве можно, развертывая любую другую тему, обойтись без показа достижений нашей страны?

Знакомясь с разделами тематической филателии на выставках последних лет, видишь, что многие коллекционеры стали понимать необходимость более конкретного формулирования тем и придания им более актуального звучания. В этих целях многим коллекциям даются многообещающие названия, требующие для своего воплощения больших знаний и умения и возлагающие на автора значительную ответственность. На деле же оказывается, что у создателей некоторых таких коллекций не хватает ни опыта, ни умения, в результате под «перекроенными» в соответствии с требованиями современности названиями скрываются всё те же примитивные мотивные коллекции. Как бы заманчиво ни было то или иное название и как бы коллекционеру ни хотелось присвоить его своей работе, он должен помнить, что его придется оправдывать, раскрывая и иллюстрируя избранную тему с максимально возможной полнотой и наглядностью. По этой причине всегда нужно тщательно взвесить свои возможности, прежде чем окончательно останавливаться на той или иной теме.

При выборе темы необходимо учитывать и такие немаловажные обстоятельства, как её оригинальность и обеспеченность филателистическим материалом. В самом деле, не наскучили ли нам бесконечные «спортивные», «космические» и подобные им коллекции, подаваемые к тому же шаблонными методами? Не отвергая этих традиционных тем, нужно искать каких-то новых решений, стараться показывать их с новой, может быть необычной точки зрения. При этом не стоит упускать из виду, что оригинальность темы влияет также на оценку в баллах.

Решая вопрос о том, насколько намеченная к разработке тема обеспечена филателистическими материалами, нужно прикинуть, достаточно ли марок выпушено по данной тематике, имеются ли другие филателистические материалы. Если знаний и опыта для такой оценки не хватает, полезно внимательно проштудировать каталоги и посоветоваться с более опытными коллекционерами. В противном случае может оказаться, что тема избрана очень важная и интересная, а раскрывать ее в коллекции нечем, отсутствующие марки приходится подменять различным нефилателистическим материалом. К сожалению, на выставках, даже весьма крупных и ответственных, филателисты неоднократно шли именно по такому пути. Были подобные коллекции и среди экспонатов, представленных на выставке «50 лет Октября». Возьмем хотя бы такие работы, как «Подвиг живет в народе» (боевой путь Героя Советского Союза В. Ходырева) или «На страже завоеваний Октября. Бронетанковые силы на страже завоеваний Советской власти». Сами по себе эти темы важны и оригинальны, но они не могут быть проиллюстрированы в достаточной мере из-за отсутствия филателистического материала. В таких случаях стоит подумать о том, чтобы включить эти темы как раздел в коллекцию по более обширной тематике.

(В данном случае первая из упомянутых работ могла бы войти в коллекцию, рассказывающую о подвигах военных моряков в годы Великой Отечественной войны, а вторая — в коллекцию об истории развития Советских Вооруженных Сил). Иногда от темы лучше отказаться, если филателистического материала заведомо мало, а включить её в более широкую тему не представляется возможным. Надо учитывать и то, что одним из критериев оценки коллекций на выставках является их собьем. В регламенте Всемирной филателистической выставки «Прага — 1968» было прямо сказано, что коллекции объемом менее 60 альбомных листов на выставку не принимаются. Это, конечно, не значит, что не следует браться за темы, при разработке которых нельзя на первом же этапе создания коллекции заполнить материалом много листов. Но необходимо ясно представлять перспективы развития и пополнения своей коллекции.

ДАЛЕЕ :

http://www.stampsportal.ru/tematichesko … m599983288

94

Вопросы Тематического коллекционирования!

https://up.picr.de/48950737or.png

https://up.picr.de/48950738tr.png

https://up.picr.de/48950739ye.png

https://up.picr.de/48950784cj.jpg

https://up.picr.de/48950785gg.jpg

https://up.picr.de/48950786lg.jpg

95

Вопросы Тематического коллекционирования!

https://up.picr.de/49140203gr.jpeg

https://up.picr.de/49140204cn.jpeg

https://up.picr.de/49140209zc.jpeg

https://up.picr.de/49140210fq.jpeg

https://up.picr.de/49140211jk.jpeg

https://up.picr.de/49140212bv.jpeg