Филателия. Спекуляция и безумие
Идея написать про филателию возникла совершенно спонтанно, я начал кое-что читать, узнал что-то новое для себя, удивился, и захотелось всё рассказать в статье. Описанные ниже аспекты филателии весьма интересны по отдельности, и про каждый из этих аспектов можно писать самостоятельные большие статьи, если, конечно, удастся раздобыть нужную информацию. Поэтому статья скорее обзорная, лишь освещающая целый спектр проблем и явлений.
Что вы знаете о филателии? Наверняка большинство скажет, что филателия – это коллекционирование марок. Верно, но филателия это не только коллекционирование марок, но и всего, что связано с почтой, почтовыми пересылками и оплатой почтовых отправлений. В филателию входит коллекционирование так называемых цельных вещей (конверты, формуляры), штампов, бланков почтовой оплаты, картмаксимумов (это открытка с маркой, на которой такое же изображение, что и на открытке, и всё это погашено штампом, связанным с этим изображением), ну и конечно марок всяких разновидностей и выпусков.
На марках, как самом популярном виде филателии, мы и остановимся.
Марки я собирал с самого раннего детства, и это увлечение продолжалось у меня в начальных классах школы где-то до 5 класса, и с тех времён советский кляссер мирно стоял у меня на полке. Недавно я начал покупать всякое барахло на известном китайском сайте и случайно обнаружил там марки. Стало интересно, и я заказал себе несколько тематических «кучек» и несколько «кучек-ассорти».
Надо сказать, что собирание марок не носило у меня какого-то систематического характера и в теорию я вообще не углублялся. То есть я попросту собирал почти всё подряд (хотя меня больше интересовали марки с различной техникой, космосом и авиацией) исходя из критериев цены и красивости. Вся доступная тогда филателистическая литература была примерно на одну и ту же тему: история почты, история марок, знаменитые и дорогие марки, как оформить коллекции и т.п., поэтому тематических книжек я не читал, потому что по-настоящему меня интересовала лишь подноготная, про которую разузнать тогда было невозможно.
Один вопрос никогда не давал мне покоя ещё с тех детских времён – почему марки из стран так называемого «третьего мира» были просто потрясающими, очень красивыми, яркими, красочными, а марки экономически развитых стран (США, Англии, Германии и т.п.) в подавляющем большинстве случаев были блеклыми, серенькими, да и попросту неинтересными. Советские марки были ближе к буржуйским, действительно красивых советских марок было не так много. И вот пришло время разобраться с этой филателистической «закулисой», а для этого пришлось покопаться в соответствующих материалах и мне открылось, что…
Но, обо всём по порядку.
Коллекционирование – всем известная страсть, за свою любовь настоящие коллекционеры (особенно обеспеченные) готовы выкладывать приличные деньги. По данным ООН, к концу XX века каждый 10 житель Земли так или иначе был связан с коллекционированием марок. А раз есть спрос и спрос серьёзный, то, казалось бы, что и предложения не заставят себя ждать.
Но вот незадача – выпуск марок как знаков почтовой оплаты, полностью регламентируется государством, точнее федеральной почтовой службой (почтовой администрацией в конкретной стране – и только она имеет право выпускать марки), которая входит в Международный почтовый союз. Часть марок идёт на почтовые нужды – для чего, собственно, марки и существуют и это первичная задача. За этим следит Союз. Другая часть идёт на филателистический рынок – за этой частью следит Международная федерация филателистов. Суть в том, что по регламенту нельзя спекулировать на эмиссиях (выпуске марок). Нельзя выпустить марок меньше, чем этого требуется для почты – таким образом искусственно создавая ажиотаж. Но в то же время нельзя выпустить и больше – тогда теряется смысл коллекционирования и данный выпуск потеряет свою филателистическую привлекательность и не будет покупаться.
Настоящей маркой является марка, выпущенная по заказу почтовой службы, и в идеальном случае, прошедшая почтовые процедуры при отправлении чего бы то ни было, о чём говорит гашение – соответствующая печать на ней.
Но всё не так просто, особенно когда речь идёт о серьёзной прибыли. Разве можно устоять от соблазна заработать, обойдя какие-то там законы, да и по сути, серьёзных карающих законов, запрещающих печатать марки сверх необходимости, нет. Поэтому спекулятивные эмиссии для заработка, а не для почтовых нужд, обнаружились на рынке почти сразу, как только стали формироваться филателистические общества в Европе – в 50-60-х годах XIX века, и появился интерес к маркам из далёких заморских стран.
Можно выделить основные признаки спекулятивной эмиссии:
чрезвычайно малый тираж;
распространение среди ограниченного круга лиц;
ограниченный срок годности или возможности применения;
слишком частые выпуски марок экстремально большими тиражами в районах с малым почтовым обращением (например, в малонаселённых островных колониях);
ничтожный процент тиража, реализуемый через сеть почтовых отделений, а не через филателистические фирмы;
чрезмерно большой размер серий почтовых марок;
чрезмерно высокие номиналы марок серий, не вызванные почтовой необходимостью.
По мере развития филателии, стали развиваться полулегальные и совсем нелегальные эмиссии, а то и вовсе фальсификат. Филателия в полной мере столкнулась с реалиями современного мира и большого бизнеса.
Заварился этакий клокочущий бульон – часть коллекционеров хотела редких марок, часть – красивых марок и побольше, почте тоже нужны были марки, фальсификаторы гнали всевозможный фальсификат с надпечатками, новоделами (когда с использованием старых клише печатались новые тиражи), набирающие обороты филателистические агентства из Европы и США удовлетворяли совершенно нездоровые филателистические амбиции стран третьего мира с недоразвитой экономикой и печатали в необъёмных количествах те самые красивые марки, которые прекрасно знакомы отечественным коллекционерам позднесоветской эпохи, а Международный почтовый союз, Федерация филателистов и ряд других организаций пытались за всем этим следить и по возможности регулировать.
Вот на филателистических агентствах хотелось бы остановиться подробнее.
В конце 80-х годов XIX века, немецкий торговец марками Николас Фридрих Зеебек переехал в США и создал типографскую фирму. Первый контракт был заключён с Сальвадором – Зеебек предложил ежегодно к 1 января обеспечивать почту республики бесплатно всеми необходимыми марками, а взамен попросил все непроданные марки ежегодно возвращать ему. Помимо этого Зеебеку разрешили использовать печатные формы изъятых из обращения марок для издания новоделов. Через пару лет подобные контракты были заключены с Никарагуа, Гондурасом и Эквадором.
Воспользовавшись контрактами с латиноамериканскими странами, Зеебек от их имени помимо обычных марок стал выпускать и новоделы, и всякие «редкости», обеспечив сверх меры первые поколения филателистов по всему миру, жаждавших филателистической экзотики. Надо сказать, что подошёл он к этому делу с особой любовью – его марки отличались разнообразием, красочностью, качественной бумагой и полиграфией, да и продавались по умеренной цене, поэтому «марки Зеебека» завоевали заслуженную (хотя и сомнительную) популярность.
Вскорости махинация была раскрыта и разразился грандиозный скандал. В 1894 г. в Лондоне даже было организовано специальное общество «Society for the Suppression of Speculative Stamps» («Общество по борьбе со спекулятивными выпусками марок»), которое возглавило борьбу с первой, но как покажет практика, далеко не последней марочной монополией. В результате почтовые администрации четырёх латиноамериканских стран были вынуждены отказаться от договора, заключённого с Зеебеком.
В XX веке интерес к филателии стал возрастать, чему способствовала выставочная деятельность, которая помимо культурного аспекта стала обладать ещё и коммерческой составляющей. В итоге крупные международные филателистические выставки стали одним из главных элементов стабильного бизнеса с довольно большим финансовым оборотом.
Так же нельзя забывать, что выпуск марок – это неплохое средство пропаганды и способ заявить о себе, особенно когда ты «маленькое, но гордое государство», появившееся во времена деколонизации, или даже ещё не государство, а некое территориальное образование с сепаратистки настроенным населением – вот, дескать, у нас есть отдельная почта и свои знаки почтовой оплаты! Не зря же марки ещё называют «визитными карточками государства». Поэтому к середине XX века торговля марками и другой филателистической продукцией приобрела настолько широкие масштабы, что возникла насущная необходимость в организации международного сообщества профессионально занятых структур в этой сфере бизнеса.
К концу 60-х годов вновь за своё взялись латиноамериканские страны. Например, вот любят филателисты марки для авиапочты, которые отличаются от обычных марок более узкой тематикой (как понятно – связанной с авиацией) и соответствующей надписью – «Airmail». Что делают наши латиноамериканские друзья? Правильно! Печатают слово «airmail» на всех своих марках! Включая те, которые сюжетно к авиации никакого отношения не имеют – с цветами, животными, динозаврами и пр. И это при том, что сами эти страны в те времена даже не обладали серьёзным авиационный транспортом.
Таким образом, на долю латиноамериканских стран приходилось около трети ежегодного прироста марок воздушной почты, поэтому филателистический рынок был завален марками из Парагвая, Панамы, Никарагуа, Колумбии, Венесуэлы, Эквадора и Гондураса. Международная федерация филателии (ФИП) предупреждала о недопустимости подобной эмиссионной политики и многие выпуски вносила в список вредных, которые не допускаются к экспонированию на международных выставках, что привело к падению спроса на эти марки среди филателистов по всему миру, и в первую очередь – в странах Европы.
Даже СССР обжёгся на спекулятивных эмиссиях, выпуская намного больше марок, чем это было необходимо для почтового использования (такие выпуски назывались CTO – Сancelled-To-Order, легитимное почтовое гашение, но без использования марок в качестве средства почтовой оплаты), а непроданные экземпляры гасились штемпелями и продавались оптом дилерам и коллекционерам, таким образом просто тупо зарабатывались деньги, что нанесло огромный ущерб филателистической репутации. После развала Союза на мировой рынок хлынули тонны российских и советских марок, опустив уже подорванный престиж ниже плинтуса.
Но самый серьёзный удар по филателии был нанесён совсем с другой стороны.
ДАЛЕЕ :