Как чеканили монеты в эпоху Петра Великого и что можно было купить на рубль в XVIII веке
Легендарный Санкт-Петербургский монетный двор сегодня отмечает свой 300-летний юбилей. Его основал еще Петр Первый. На изделиях мастеров отражена вся история российского государства. Политические, социальные и культурные события нанесены также на награды и памятные знаки.
Вот уже 300 лет в самом сердце Северной столице не утихает звон монет. Первый чеканный станок на Заячьем острове, как и сама крепость, – тоже символ суверенитета новой страны.
«В XVIII веке бригады монетчиков просто запускали на Монетный двор. И они там жили, например, недели две, пока не переделают столько серебра или золота, сколько нужно переделать», – рассказал начальник отдела выставочно-экскурсионной деятельности выставочного комплекса компании «Госзнак» Андрей Богданов.
Первая монета молодой империи в то время, пожалуй, – единственный способ увидеть лик самодержца. Впрочем, для большей части подданных профиль Петра тогда – непозволительная роскошь.
«Иной крестьянин помирал, ни разу не держав в руках серебряного рубля. Рубль вообще в петровское время – это очень приличные деньги. Жалованье мастерового могло составлять несколько рублей в год. Пообедать в трактире можно было за несколько копеек», – рассказал начальник отдела выставочно-экскурсионной деятельности выставочного комплекса компании «Госзнак» Андрей Богданов.
Вес, форма, дизайн петровского рубля – все это, говорят в Музее денег, – иллюстрация модернизации, которую провел первый император. Монеты, ходившие по Руси до Петра, выглядели не так богато.
Разменные монеты – это те, что звенят в кошельках и карманах. Петербургский монетный двор чеканит их уже не так часто. Основная его задача – выпуск наград, инвестиционных и юбилейных монет.
«В кладовых хранятся золотые слитки: в районе 11-12 кг. На первых порах, наверное, я воспринимал это как золото, а сейчас – это действительно дорогой материал, не более того. Ничего не чувствую, вижу – лежит золото, значит, есть из чего делать монеты», – рассказал начальник производственно-технологического отдела Санкт-Петербургаского монетного двора Антон Зозуля.
Теплые перчатки, напалечники – полировка металлических форм требует осторожности и немалой физической силы. Шлифовальный станок нагревает брусок до 60 градусов. После чеканки еще мягкая монета вновь попадает в руки профессионалов.
«Он прорабатывает мельчайшие детали портрета, архитектуры. Те детали, которые не может обработать машина, гравер вручную корректирует», – рассказал начальник производственно-технологического отдела Санкт-Петербургаского монетного двора Антон Зозуля.
Долгое время Главный монетный двор в империи был не единственным. До появления даже примитивной автоматики развозить деньги из столицы по гигантской стране выходило чересчур дорого.
«Основным металлом для чеканки и для обычного денежного обращения была медь, а медь слишком тяжела. То есть, для понимая, 500 рублей – это полтонны. И поэтому монетные дворы стали приближаться к потребителю», – рассказал начальник отдела промышленного туризма выставочного комплекса компании «Госзнак» Радомир Сусоров.
Награды и монеты, объясняют тут, дороги не только металлом или номиналом. Все, что до сих пор выходит из-под пресса, прежде всего – летопись страны, на которой державный профиль Петра соседствует с такой родной улыбкой Гагарина.
Автор: Александр Громов
https://tvspb.ru/news/2024/12/12/kak-ch … xviii-veke